Опубликовано

Аэропорт Нового Уренгоя

Пионеры освоения Севера

Авиасообщение для Нового Уренгоя – очень важная транспортная артерия. Сегодня аэропорт обеспечивает самый быстрый способ переезда или перевозки грузов.

А еще недавно, когда только осваивался Тюменский Север, представить развитие нашего региона без авиации было просто невозможно. Автомобильных и железных дорог еще не было. А водный транспорт использовать нельзя: рядом с Новым Уренгоем нет судоходных рек. Поэтому пионерами уренгойской земли являются не только геологи, но и авиаторы.

Авиация активно использовалась для освоения Тюменского Севера.

Так, весной 1960 года необходимо было провести электроразведку от станции Ярудей до станции Ягельная (Место будущего города Новый Уренгой). Этот маршрут пересекали реки, в том числе и такие крупные, как Надым. Помимо проблемы преодоления рек, нужно было снабжать геофизиков продовольствием и горючим для вездеходов. И как в таком случае можно обойтись без авиации? Поэтому за партией электроразведки закрепили вертолёт Ми-1 известного тюменского пилота-вертолётчика Николая Белобородова.

Авиаторы сыграли огромную роль и в истории дальнейшего освоения Уренгойского месторождения. Так, в 1966 году перед буровиками поставили задачу пробурить поисковую скважину для выяснения перспектив Уренгойской площади и возможной корректировки места базирования Нарыкарской геолого-разведочной экспедиции. Успеть нужно было до открытия навигации 1966 года. Учитывая короткие сроки и полное отсутствие дорог в регионе, абсолютно всё доставляли с помощью авиации. Позже начальник Нарыкарской экспедиции Иван Яковлевич Гиря рассказывал, что активное использование авиации позволило на 9-10 месяцев ускорить бурение первой скважины на Уренгойском месторождении.

Геологи и авиаторы – пионеры новоуренгойской земли.

Авиация в истории основания Нового Уренгоя

К появлению нашего города авиаторы тоже приложили руку. Широко известно, что появление посёлка Ягельное, который в дальнейшем стал Новым Уренгоем, связано с десантом, прибывшим сюда в декабре 1973 года из поселка Пангоды. Во время движения санного поезда для контроля ситуации руководители Надымгазпрома периодически совершали облет колонны по курсу.

Более того, за 3 месяца до этого произошло ещё одно событие. В сентябре 1973 года правительственная комиссия во главе с министром газовой промышленности СССР С. А. Оруджевым вылетела на вертолёте МИ-8 в сторону Уренгойского месторождения, чтобы утвердить место основания будущего посёлка.

На месте основания поселка Ягельное. 23 сентября 1973 года.

Вся последующая история становления Нового Уренгоя неразрывно связана с авиацией.

Первый аэропорт

В связи с промышленным обустройством месторождения резко возросло количество различных грузов с «большой земли». Одновременно с этим посёлок активно строился, стремительно увеличивался объём пассажирских и грузоперевозок.

Стало ясно, что посёлок никак не сможет обойтись без взлётно-посадочной полосы и своего аэропорта. Надо было только определиться с их местоположением.

Сразу было понятно, что аэропорт должен находиться южнее реки Ево-Яха, так как там была ровная песчаная тундра в отличие от северной части, где встречались неровности и небольшие озёрца. Согласно воспоминаниям Николая Литовченко, комиссара отряда имени ХVIII съезда ВЛКСМ, первую грунтовую полосу начали строить в районе общественного центра «Уренгой».

Однако спустя 3 месяца после начала раскатки полосы выяснилось, что в этом месте должна была в будущем пройти железная дорога. Поэтому аэропорт перенесли на несколько километров западнее. Выбрали место, где сегодня находится вертолётная площадка аэропорта (автобусная остановка «Вертодром»). Грунтовую взлётно-посадочную полосу здесь начали сооружать в 1974 году. А уже в 1975 году официально открыли аэропорт «Ягельное».

Аэропорт «Ягельное». 1975 год.

Особенно интересно решили вопрос о продаже билетов. Это сейчас их можно купить хоть в авиакассе, хоть через Интернет. А тогда люди самостоятельно, «на гул самолета» выходили на взлётную полосу, где перед трапом им продавали отрывные билеты. Происходило всё очень быстро. Самолет стоял 5-7 минут и улетал. Пока не было построено здание аэропорта, прибывшие пассажиры ожидали прямо на взлётно-посадочной полосе, когда за ними приедет «КрАЗик» или «МАЗик».

Аэропорт «Ягельное».

Точка отсчёта новоуренгойской авиации

Днём основания авиации Нового Уренгоя считается 25 сентября 1975 года, когда группа авиаторов и специалистов наземной технической службы прибыли в посёлок Ягельное, где уже шло строительство аэропорта. Через 15 дней они обеспечили взлет и посадку самолета ЯК-40, выполнившего первый технический рейс.

С 1975 по 1979 годы аэропорт «Ягельное» существовал в статусе приписного аэропорта Ямало-Ненецкого производственного объединения (г. Салехард).

Первая метеостанция в аэропорту «Ягельное».

С первых дней работы интенсивность полётов была высокой. Как следствие, нагрузка на сотрудников – огромной. Через аэропорт могли проходить до 150 бортов в сутки. Рассказывают, что диспетчера за смену уставали так, что у них после не оставалось сил даже рот открыть.

Много было производственных трудностей. Так как «Ягельное» являлся приписным воздушным портом у Салехарда, то и обеспечение его было соответствующим. Оборудование поступало, но старое и бывшее в употреблении.

Самолёт АН-22 в аэропорту «Ягельное».

Второй этап развития новоуренгойской авиации

В 1975 году посёлок Ягельное был переименован в поселок Новый Уренгой. Он быстро рос. Росли объемы авиаперевозок. Грунтовая взлётно-посадочная полоса не соответствовала всё возрастающим потребностям приема больших самолетов. Здание аэропорта было маленьким, деревянным. Поэтому в 1977 году начали строить новый аэровокзальный комплекс. И уже к лету 1980 года на том месте, где она находится сейчас, была сдана в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса с искусственным покрытием и новое, второе в истории города, служебно-пассажирское здание с пропускной способностью 50 пассажиров в час.

Второе служебно-пассажирское здание. 1980 год.

Само здание сохранилось до наших дней. Оно находится слева от нынешнего аэропорта, если смотреть на аэровокзал со стороны взлетно-посадочной полосы.

Второй (слева) и третий (справа) аэровокзал. 1990-е годы.

Также изменения ждали и самих авиаторов. С 1 января 1981 года был создан Новоуренгойский объединённый авиаотряд. Аэропорт Нового Уренгоя стал независимым, оказавшись двенадцатым по счёту авиапредприятием на территории Тюменской области.

Транспортировка грузов силами авиации.

Появлялись новые направления полетов. Уже в июле 1980 года из нового аэропорта был осуществлён первый технический рейс на самолете Ту-134 в Москву. А в апреле 1983 года проложен ещё один пассажирский маршрут Новый Уренгой-Ленинград.

В аэропорту Нового Уренгоя.

Третий этап развития новоуренгойской авиации

1990-е годы были сложным временем для многих предприятий страны. Однако новоуренгойский аэропорт продолжал развивать свою инфраструктуру.

Строительство нового аэровокзала.
Строительство нового аэровокзала.

В июне 1993 года новый (третий) аэровокзал принял первых пассажиров. Пропускная способность этого здания составляла 300 человек в час. Оно было расположено справа от предыдущего (если смотреть со стороны взлетно-посадочной полосы).

Новый аэровокзал.

Продолжал расширяться список воздушных судов, которые мог принять Новый Уренгой. В феврале 1997 года судно нового поколения, широкофюзеляжный самолёт Ил-86, совершил первый технический рейс. Борт принадлежал авиакомпании «Внуковские авиалинии».

А 14 июля 1997 года в Новом Уренгое сел самолёт «Боинг-757» авиакомпании «Трансаэро».

Самолёт компании «Трансаэро» в Новом Уренгое.

Перспективы развития новоуренгойской авиации

В мае 2019 года аэропорту газовой столицы присвоено имя основателя советской нефтяной геологии Ивана Губкина. Оно было выбрано по итогам народного голосования в рамках проекта «Великие имена России». Также рассматривались другие выдающиеся соотечественники: Сабит Оруджев и Василий Подшибякин.

Аэропорт.

Однако переименование – не единственное изменение, которое ожидало аэропорт Нового Уренгоя. В 2018 году началась его реконструкция.

Модернизация крупнейшего ямальского авиаузла – первый в России проект развития аэропортовой инфраструктуры, реализуемый в рамках закона о концессионных соглашениях. Концессионное соглашение между правительством ЯНАО и УК «Аэропорты Регионов» подписали в марте 2018 года сроком на 30 лет. В рамках концессии УК «Аэропорты Регионов» ведёт строительство нового пассажирского терминала и реконструкцию аэродрома.

Строительство нового пассажирского терминала.

Новый пассажирский терминал крупнейшего авиаузла Ямала площадью 19,6 тысяч квадратных метров оснастят тремя телескопическими трапами и 12 стойками регистрации. Его пропускная способность увеличится до 840 пассажиров в час.

Отличительной особенностью аэровокзального комплекса станет тёплый тоннель для автобусов, расположенный в самом терминале и предназначенный для посадки и высадки пассажиров в перронные автобусы в закрытом помещении, что особенно актуально для суровых погодных условий Крайнего Севера.

В рамках проекта по реконструкции аэродрома Новый Уренгой производится усиление искусственных покрытий, в том числе взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек, перрона с организацией 15 мест стоянок воздушных судов, 4 слоями асфальтобетона общей толщиной в среднем 28-30 см. Работы производятся в вечернее и ночное время, в «окнах» между полётами.

Реконструкция взлётно-посадочной полосы.
Современная взлётно-посадочная полоса.

Уже в конце 2022 года, жители и гости города смогут оценить развитие новоуренгойской авиации на примере сохранившихся второго, третьего и нового аэровокзалов.

Проект нового аэровокзала.

Николай Ковтунов

Спонсор проекта «Легенды Нового Уренгоя» ООО «Газпром переработка»

Поделиться ссылкой: