Графика XX века: акварель, офорт, цветная литография

На выставке представлены графические работы советских художников второй половины XX в., переданные Министерством культуры Российской Федерации и комитетом по культуре Тюменской области в фонд Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств.

Акварель

Из существующих графических техник акварель традиционно считается наименее графической. Более того, во многих словарях по искусству можно найти определение акварели как живописной техники. Однако, акварельные краски наносятся все-таки на бумагу. Это автоматически относит ее к графическим техникам.

На картине Татьяны Купцовой «Весна. Седнёв» (1973 г.)запечатлён старинный посёлок в двадцати километрах от города Чернигова. Работа дает представление о возможностях и художественных достоинствах акварели, с помощью которой художник сумел передать атмосферу северной по духу природы этих мест. Татьяна Купцова и сегодня успешно работает  в области графики, акварели, живописи, лэнд-арта. Она Член Национального Союза Художников Украины

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле. Сначала изображение с помощью кислоты вытравливается на поверхности металлической доски, которую потом художник использует как форму для печати изображений. С хорошей доски можно отпечатать до двухсот качественных копий.

Историк искусства, профессор Борис Виппер сказал – «есть в офорте какая-то связь с лабораторией алхимика… оттенок магии и таинственного колдовства. Фантазию офортиста влечет мир, где смешиваются образы фантастического и обыденного».  Это описание ярко характеризует работу Татьяны Бахтовой «Пейзаж с воронами» (1986 г.)из серии «Кинбурнский заповедник». Мастер применяет тонкую, бархатную технику акватинты – способ «гравирования» тона в офорте. Работа выполнена в тёмных тонах, главная роль здесь отведена свету и тени. Татьяна Бахтова – член Союза Художников России, – постоянный участник региональных и международных выставок, её работы хранятся в российских и зарубежных музеях.

Литография

Литография – это печать с гладкой поверхности специального литографского камня, который также обрабатывается кислотой. Эта техника обладает пластичностью карандашного рисунка, но также позволяет печатать большие тиражи одинаковых изображений. И офорт, и литография обладают свойственными только им особенностями пластического языка, который трудно спутать с чем-либо еще.

Работа петербургского художника Светланы Фадеенко «Невеста» (1990 г.) глубока и лирична. Она больше похожа на литографскую живопись, в ней нет привычной эстампности: карандашная манера, белый фон бумаги, особые литографские приёмы.  

Ещё одна литография, представленная на выставке – работа художника-иллюстратора Ольги Давыдовой «В комнате» (1989 г.).  Ольга Абовна окончила Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Её работы хранятся в Эрмитаже, Государственной Третьяковской Галерее, многих музеях России. В своих литографиях мастер передаёт настроение героев, атмосферу радости или грусти. Для работ Ольги Давыдовой характерны стилизация, простота и лаконизм.

Всё меньше и меньше художников старшего поколения обращаются к офорту или литографии, а младшее поколение чаще всего вообще даже не знакомо с ними. Но графические техники – это важная часть визуальной культуры, которую нужно сохранить. Надежда на молодые таланты.

Поделиться ссылкой: