Выставки Online

Музей искусств Дании выложил свои коллекции в открытый доступ

Коллекции главной художественной галереи Дании охватывают около 700 лет истории искусства и хранят работы таких знаменитых художников, как Питер Пауль Рубенс, Амедео Модильяни, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер и Василий Кандинский. Более 25 тысяч оцифрованных произведений на сайте музея находятся в открытом доступе. Их можно бесплатно скачивать и использовать без ограничений.

На сайте Государственного музея искусств (Statens Museum for Kunst) объясняют, что авторские права на произведения, созданные художниками, которые скончались более 70 лет назад, истекли. Поэтому они находятся в общественном достоянии. 

«Многие работы из коллекций SMK отмечены подписью Public Domain. Они принадлежат общественности, а это означает, что они принадлежат и вам, – сообщают на сайте музея. – Это также означает, что вы можете использовать изображения в любых целях, не спрашивая разрешения у SMK или кого-либо ещё». При этом кураторы музея просят пользователей по возможности указывать статус изображений, автора и источник.

Источник: http://collection.smk.dk

Юности Белые ночи

  «Суметь запечатлеть в своих работах приметы времени, в котором живет художник – это великое достижение. Ведь вокруг нас все так быстро меняется – проходит всего несколько десятков лет и вот уже трудно узнать двор, улицу, город.  А полотна живописцев рассказывают историю ярко, искренне и правдиво », – говорит Василий Кузюк, работник Уренгойского газопромыслового управления. Его повествованию о Новом Уренгое больше трех десятков лет.  Первая серия графики «Будни Уренгоя» – впечатления от непривычной природы, странного вида жилищ (автор тогда жил в вагон-городке) и, конечно, пронзительных северных белых ночей. На ямальскую «стройку века» автор приехал из родного Закарпатья в 1982 году. К тому моменту он окончил Ужгородское художественное училище. И, хоть картины писал лишь в свободное время, коллекция росла и пополнялась, и, что еще важнее, у Василия Кузюка  появился свой «почерк» – особенный, узнаваемый стиль. «Бочки» и «балки», заснежненные улочки с покосившимися «бамовскими деревяшками»– казалось бы, совсем неромантичные сюжеты… Но в картинах художника – удивительная гармония окружающего мира. Городские пейзажи из серии «Уренгой уходящий» – «Мирок», «Юности Белые ночи», «Оттепель», «Весенний луч». «Уренгойские разливы» очень напоминают  работы импрессионистов. На полотнах –  чистые, ясные цвета и очень много солнечного света.

Как искренне верующий человек, Василий Кузюк обращается и к религиозной теме – его «Поминальная молитва» посвящена ушедшим друзьям. Матерь Божья с младенцем Иисусом на руках, окруженная горящими свечами, изображена на фоне множества деревянных домов, а на переднем плане – осыпающийся куст северной голубики с крупными спелыми ягодами, как символ уходящей жизни. Автор сравнивает лик Мадонны с северным сиянием, сверкающим над всеми нами в течение тысячелетий. Идея создания  другой работы возникла, когда художник увидел фото ауры человека. «Я хотел передать впечатление от игры цвета, света и тени. А озябшие руки, устремленные к небу, мне кажется, напоминают факел», – говорит Василий Кузюк. Речь идет, конечно, о «Молитве».

Василий Кузюк не только график и живописец – он успешно реализовывает свой талант в качестве художника-дизайнера, оформляя интерьеры. Автор – участник многочисленных выставок. В Новоуренгойском музее изобразительных искусств, где находятся несколько работ, он выставляется с 1985 года. Произведения находятся также в частных собраниях в Германии, Финляндии, стран СНГ и России.

В настоящее время автор работает над серией, посвященной серьезной и большой теме – «501 стройке». Он кропотливо собирает материалы, так или иначе связанные с ГУЛАГом. Уже есть и первые эскизы. Поэтому, скорее всего, поклонники таланта Василия Кузюка вскоре смогут увидеть новые работы художника.

А сегодня он предлагает взглянуть на его «Юности Белые ночи»  – романтичные и чуть-чуть загадочные.

Каслинское литьё

Каслинские скульптуры впервые появились на Демидовском железоделательном и чугуноплавильном заводе в ХVIII веке. Цеха строились для производства металла, а художественный промысел был лишь экспериментом. За основу взяли опыт немецких и английских мастеров. Технологию производства чугуна скрывали от России за семью печатями. Но петровское окно в Европу позволило получить первые образцы Берлинской королевской мануфактуры. По ним и постигали азы.

Сто лет шли уральские мастера к созданию собственного стиля, одновременно выпуская чугунную посуду и утюги. Первым успехом «кабинетного литья» стала выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на изделие клеймо с гербом России.

В 1900 году Касли покоряет Париж. Огромный павильон — 172 пуда чугуна и год работы 16 мастеров — стал мировой сенсацией. В стенах, созданных словно из чугунных кружев, разместили работы уральцев. Экспозицию окрестили «энциклопедией художественного литья».

Чугунный дворец со всем содержимым намеревался купить президент Франции Эмиль Лубе. Предлагал два миллиона рублей. Сделки не вышло: среди экспонатов была скульптура «Россия». «Россия не продается» — таким был ответ. Оригинал символа русской державы работы Николая Лаверецкого находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, копия — в Екатерининском зале Кремля и в Южно-Уральском университете. А в селе Частоозерье Курганской области «Россия» стала памятником. Павильон из чугуна в 1978 году признан ЮНЕСКО уникальным художественным памятником мирового значения. «Русское чудо» осталось единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна, хранящимся в екатеринбургском музее.

А мы предлагаем вам посмотреть на образец каслинского литья, хранящийся в нашем музее.

В тексте использован материал сайта Культура.РФ

 

“Души изменчивой приметы…”

В коллекции живописи городского музея хранятся работы известных советских художников-реалистов. Среди этих полотен – «Ткачихи» С.И. Дудника. Работа поступила в фонд НГМИИ в 1985 году из Тюменской областной картинной галереи. Сюжет произведения построен на гармонии цвета, замкнутой композиции, в которой нет мелких, конкретных деталей быта. Это не зарисовка из жизни, не ее прямое воспроизведение, а тема, которую развивает художник, оттолкнувшись от конкретного сюжета, момента. В работе сочетается лиризм и монументальность.

Предлагаем познакомиться с биографией художника. Степан Дудник родился в 1914 году в Феодосии. В шестнадцать лет он трудился на строительстве Беломорско-Балтийского канала, работал в глухой карельской тайге. Там будущий художник начал рисовать для стенгазеты. В 1934 году Степан поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. В 1943 году он окончил институт с отличием и продолжал обучение в аспирантуре.

Дипломная работа Степана – историческое полотно “Штаб революции в Смольном” – сделала бы честь и опытному, зрелому мастеру. Целостность, оригинальность подхода, ощущение времени, эпохи, присущие этой картине, сразу обратили внимание на молодого художника. Тема революции занимает большое место в творчестве Дудника, и всегда он находит свое, не похожее на других ее решение, не боясь ни сложности задачи, ни масштабов полотна (“Залп “Авроры”, “Октябрьские дни”, “В.И.Ленин и А.М.Горький” и др.).

В 50-60-е годы, как и многие художники в это время, Дудник много путешествует по различным областям страны – Алтай, Средняя Азия, Новокузнецк, Кемерово. Из этих путешествий он привозил много работ – сельские и урбанистические пейзажи, портреты рабочих и колхозников. В эти годы практиковалась работа портретными сериями – портреты ученых, тружеников села, рабочих.
В 60-е годы в его творчестве все сильнее начинает проявляться декоративное начало, явно заложенное в природе его дарования, свободней и интересней становится колорит работ.

Особенно ярко проявилось декоративное начало живописи Дудника в его натюрмортах, которые художник много пишет в 60-е и в 70-80-е годы. В них он отразил поэтический мир простых вещей, их незамысловатую красоту. Цвет в творчестве Дудника – носитель эмоционального начала. Его видение цвета отличается своеобразием, самобытностью, поэтому его работы никогда не спутаешь с работами других художников.

В разное время Дудник обращается то к одному, то к другому жанру живописи. В 70-е годы, в целом очень плодотворные для художника, им было создано много жанровых полотен (“Ткачихи”, “Яблони”, “Ковровщицы”), в которых декоративность и поэтическое начало – творческий принцип живописца.

В тексте использованы материалы статьи Е. Романенко «Сто памятных дат. Художественный календарь». М. 1988.

Божественная комедия. Квинто Мартини.

I grasp hold of art and she will not let me go and I do not give her up The dominant theme of the life of Quinto Martini, constant in self-presentations he made, was his passion for art and for his artistic work. Working for him was a  and equally a , an inexhaustible reason of pleasure and in any case always a compelling reason with his life. Quinto Martini considered art an absolute and almost incommunicable dimension of the spirit of art an artist speaks seriously only when he makes it writes in a note without date, and an artist reveals himself only through his works: I work a lot, because I believe that only working it is possible to solve all those deep problems of art that intelligence could never settle through abstraction. An artist who has a commitment to himself has a commitment with the society.

Плакат

Советские политические плакаты времен Второй мировой войны приобрели особую значимость и актуальность. Страна напрягала последние силы в борьбе с немецкими захватчиками, поэтому плакаты концентрировались на чисто человеческих чувствах – гневе, ярости, страдания, мужественности, стремлении к победе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Победа будет за нами – военные плакаты.

В собрании музея изобразительных искусств есть несколько десятков советских плакатов времен Великой Отечественной войны. Экспонаты, созданные в тяжелейшее во всех смыслах время, представляют собой уникальное наследие. Особую ценность представляют плакаты, выполненные известными художниками: И.М. Тоидзе, В.Н. Дени, Кукрыниксами, А.М. Волошиным, В.А. Серовым, В.Н. Селивановым. У посетителей сайта музея появилась возможность познакомиться с частью этой коллекции на виртуальной выставке «Победа будет за нами – военные плакаты». Плакат военных лет – яркое художественное явление и одновременно «выразитель дум и чаяний» советского народа в годы суровых испытаний. В этом аспекте плакат служит уникальным историческим источником, изобразительной летописью войны. Плакат «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева» создан в 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, группой художников М.Куприяновым, П.Крыловым и Н.Соколовым под псевдонимом Кукрыниксы. Плакат передает динамику движения к неизбежной победе над врагом, героическое прошлое России переплетается с военными 1940-ми. На переднем плане изображен типичный для плакатных изображений того времени сюжет устремленных в атаке на врага солдат и боевой техники. На заднем плане – устремленный в бой русский витязь, легендарный полководец Суворов и герой Гражданской войны Чапаев. Тем самым авторы плаката подчеркивают преемственность поколений защитников Родины. Плакат «Бьёмся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева» несет мощный энергетический заряд, уверенность в грядущей победе над врагом отважного советского солдата, потомка героических предков. Среди авторов сатирических плакатов военного периода отметим также художника В. Н. Дени. В работе «Красной Армии метла нечисть вымела дотла!», художник создал звучный по цвету и оригинальный образ. Гитлеровцы боялись советских карикатур как огня, они расстреливали из орудий фронтовые сатирические плакаты, подвергали тяжелым наказаниям своих солдат, если находили у них эти рисунки. Всех художников-карикатуристов, в своих работах разоблачавших преступления фашизма перед всем миром, гитлеровцы занесли в черный список деятелей советской культуры, чтобы затем уничтожить их. Но этим желаниям не суждено было сбыться. Важнейшей боевой задачей плаката было не только показать всю несостоятельность фашистских вояк, но и создать героический образ советских бойцов. Главными героями плакатов на протяжении всей войны были солдаты, совершающие подвиги ради спасения своей Родины; партизаны, сражающиеся с врагом на оккупированной земле; матери и дети, призывающие к защите и освобождению. Агитационные плакаты И.М. Тоидзе «За Родину, За Сталина», А.М. Волошина «Под знаменем Ленина-вперед к победе!» созданные в 1941г. призывают смело идти в бой с врагом, вероломно напавшим на СССР.  Большой вклад в создание антифашистских плакатов внесли ленинградские художники. В. А. Серов возглавил Ленинградский Союз художников (1941–1948) и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против немецких захватчиков. В плакате Наше дело правое – победа будет за нами, художник передал решимость пожилого бойца-ополченца защищать родной город от врага. В.А. Серов воссоздал обстановку военного времени с максимальной точностью, изобразив воина, идущего на фронт вместе с товарищами, на фоне классической архитектуры триумфальных ворот, через арку которых видны дымящиеся трубы ленинградских заводов. Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Ушедших на фронт мужчин в цехах заводов и на полях заменили женщины, старики и дети. В тылу, как и на фронте, были свои герои. Плакат прославлял их будничный каждодневный подвиг. Днем и ночью шли к линии фронта эшелоны с боеприпасами и продовольствием. Об этом рассказывают плакаты «Заменим!», «Защитим город Ленина» В.А. Серова. Особой популярностью пользовались сатирические плакаты «Боевого карандаша» – творческого объединения ленинградских художников. Листы «Боевого карандаша» печатались в технике литографии, как цветные эстампы. Они внушали народу твердую веру в неизбежность победы и разгрома фашистской Германии. Определенную роль в развитии этого плаката сыграли традиции лубка. Формат листков «Боевого карандаша» был небольшим, а сами рисунки и текст выполнялись с расчетом восприятия с близкого расстояния, ведь они вывешивались в блиндажах, бомбоубежищах, стационарах и госпиталях. Лучшие плакаты, созданные ленинградскими художниками в военную пору, сохраняют ценность не только как документы своего времени, но и как талантливые произведения искусства. Среди них лист, отличающийся суровым реализмом, призывающий к священной борьбе: «Тревога», погибшего во время блокады Н. А. Тырсы. Основные события 1943 года – прорыв блокады, прибытие первого поезда с Большой земли, вручение медалей «За оборону Ленинграда», восстановление города – все это нашло отражение в ярком запоминающимся плакате В.Н. Селиванова Медаль за оборону Ленинграда». Долгожданную Победу под праздничные залпы салютующих орудий и радостное ликование народа встретили и военные плакаты. И навсегда ушли в историю, стали олицетворением фронтовой героической эпохи, когда советский народ совершил великий подвиг – разгромил фашизм и, тем самым спас человечество от коричневой чумы. А лучшие из плакатов военного времени стали памятниками большого искусства.

Листая старые страницы

Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств представляет коллекцию редких книг из собственного фонда. В виртуальной экспозиции немало интереснейших и очень ценных экземпляров. Например, книга «Хирургическая помощь в неотложных случаях», изданная в 1902 году в Москве. Её автор – французский хирург Феликс Лежар, профессор медицинского факультета Парижского университета. Есть сведения всего о 9 изданиях этой книги в России. Нужно отметить, что в XVIII – XIX вв. Германия, Франция и Великобритания считались центрами медицинской науки и практики. Стажировка в клиниках этих стран была доступна лишь избранным выпускниками российских медицинских факультетов. Такой чести удостаивались либо золотые медалисты (они направлялись университетами), либо очень обеспеченные врачи, отправлявшиеся за границу за собственный счет. А для тех, кто не мог себе позволить подобные поездки, на русском языке ежегодно публиковалось большое число переводных европейских изданий, предназначенных для врачей разных специальностей. Одно из них – «Хирургическая помощь в неотложных случаях». Известно, что эта книга была настольной для многих медиков, в том числе и для выдающегося русского хирурга Феликса Войно-Ясенецкого. В своих воспоминаниях он называет монографию Лежара «блестящей книгой», которая ему «много помогла» в хирургической практике. На выставке представлены и издания на церковно-славянском языке. Эти книги напечатаны особым шрифтом — кириллицей, которая по начертанию букв отличается от современной. Известно, что вплоть до революции 1917 года церковные книги печатались по единому образцу, которым пользовались в церковном богослужении и домашнем обиходе, пожалуй, самая распространенная из них. Представленный на выставке экземпляр датируется началом XX века. В это же время было издано и одно из Евангелий. В 1911 году, как свидетельствует памятная надпись на нём, книга была подарена Неофоту Сюткину – ученику, окончившему курс Насмокинского начального училища. Возможно, именно этот человек, будучи уже в летах преклонных, подарил Евангелие Галине Ясинек, смотрителю городского музея. В 2002 году она передала книгу в фонд НГМИИ. Второе из представленных Евангелий издано Синодальной типографией в 1888 году. На форзаце надпись: «От любящей мамы». Есть в коллекции музея и художественные книги. В экспозицию вошел один из томов «Сочинений» Салтыкова-Щедрина, изданный, предположительно, в конце XIX века. Сатира Михаила Евграфовича — особое явление в русской литературе. Писатель обладал даром чутко улавливать самые острые конфликты, назревающие в России, и показывать их в своих произведениях. На выставке представлен уникальный экземпляр периодического издания. Это специальный выпуск журнала «Огонёк» 1935 года, посвященный 15-летию Первой Конной армии. В то время дата имела огромное политическое значение. Все неудобные факты о Первой Конармии тогда безжалостно исправлялись. Так, по обвинению в антисоветской деятельности был арестован писатель и бывший конармеец Исаак Бабель, автор романа Конармия, где правдиво описывались реалии той жестокой войны: Лавчонки все открыты, солдаты рыщут, ругают жидов, шляются без толку, заходят в квартиры, залезают под стойки, жадные глаза, дрожащие руки, необыкновенная армия…Журнал «Огонёк» был учреждён в 1879 году. В царское время почти всё место в журнале занимали художественные рассказы и фотографии. Издание несколько раз закрывали и снова открывали». В 90-е годы прошлого столетия тираж «Огонька» достигал 4,6 млн. экземпляров. В настоящее время – чуть более 80 000. Изучая старинные издания, мы порой заново открываем для себя события давно минувших дней и лучше понимаем их. Приятного просмотра!

Земля комсомольского подвига. Фотовыставка об истории города.

1978 год… Новый Уренгой объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Вступили в действие первые промысловые установки, легли в грунт фундаменты первых многоэтажных домов будущего города. Там где шло освоение, там всегда была молодежь, Ленинский комсомол. На XVIII съезде ЦК ВЛКСМ было принято решение сформировать и отправить Всесоюзный ударный комсомольский отряд для строительства города Новый Уренгой. 300 человек было в отряде из восьми регионов Советского Союза. Интернациональный состав отряда уренгойского направления формировали республики Украина, Эстония, Башкирия, города Москва, Куйбышев, Тамбов, Тула, Курган. Комиссаром ВУКО назначен Павел Баряев, командиром – Николай Литовченко. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1978 года отряд приземлился на двенадцати самолетах АН-26 в аэропортах Надыма (пять самолетов) и Нового Уренгоя (семь самолетов). Они выезжали из теплой предмайской Москвы, а Новый Уренгой встречал их жесткой метелью. Так начинали свою трудовую биографию бойцы Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. На базе отряда было создано двенадцать коллективов; в тресте Уренгойгазпромстрой сформировали новое стройуправление № 53. Титул был присвоен сразу – комсомольско–молодежный, без комсомольских билетов ведь никого и не было. Позднее и тресту был присвоен этот титул. Областная молодежная газета в те дни писала: «Новый Уренгой – пока небольшой поселок из деревянных домов и вагончиков. Трудно представить, что через несколько лет на этом месте поднимется современный город…» Но уже жили в тех самых деревянных домах и вагончиках комсомольцы, которые не просто мечтали о будущем городе, а ежедневно, ежечасно создавали его на пронизывающем ветру, в пятидесятиградусные морозы, когда хрупким делался металл и покрывались ледяной коркой рабочие бушлаты…А после смены бригады Петра Землянко, Татьяны Слепуховой, Вячеслава Вахрушева вновь спешили во внеурочное время отделывать первый в городе детский сад, строить первый спортивный зал. Завершалось сооружение одних важных объектов – эстафету принимали другие. В мозаике таких вот горячих будней становилось ясно: на этой земле приживутся, пустят крепкие корни те, кто не ищет легких путей, не устраивается в жизни, а активно борется за лучшее в ней, кто предельно честен по отношению к делу, кто силен духом. В выставку вошли фотографии из фонда музея.

Выставка работ армянских художников

Живопись Армении всегда колоритная и яркая, как и сама страна. В ней гармонично переплетаются реализм и художественные фантазии, обычаи и эксперименты. Новоуренгойский городской музей изобразительных искусств представляет коллекцию картин художников, переданных в фонд музея из передвижных мастерских Армении в 1988 году. На выставке представлена живопись в её основных жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж. В полотнах художника Грачика Габузяна «Горный пейзаж» и Сурена Сафаряна «Арарат весной» предстаёт воплощённая в звонких красках природа Армении, всё в ней звучит полнокровно, всё насыщено сильным, чистым светом. Природа согрета теплом тонкой, трепетно раскрытой навстречу жизни души художника. Озеро Севан — самый крупный источник пресной воды на Кавказе. На его берегу, на высоте 2000 метров расположился древний монастырь Айриванк, основанный ещё в IV веке. Живописное расположение на скалистом берегу придает монастырю особое очарование, которое сумел передать художник Аракел Аракелян. Художник пошёл по стопам своего отца Седрака, признанного классика армянской живописи ХХ века, увековеченного в барельефе на стене своего дома. На картине художника Аветиса Кртикашяна – маленький художник. Подперев рукой подбородок, мальчик погрузился в свои, неведомые нам мысли. Он не в комнате с серыми стенами, а на берегах невиданных им доселе рек, строит плот и плывёт навстречу приключениям… Вскоре эти берега появятся на рисунках мальчика и люди увидят, как ярко может мечтать художник. Работа художницы Седы Бекарян «Клоун с голубями» представляет мир творчества, написанный сочными красками. Этот мир вырывается из повседневности, зовёт прикоснуться к нему и получить радость. Седа – художник во втором поколении, дочь народного художника Армении, профессора Ары Агабекян. Известный художник Гагик Парсамян всю жизнь пишет цветы. В коллекцию живописи городского музея вошёл его натюрморт «Цветы», насыщенный красными, бордовыми, синими и сиреневыми тонами. Гагик Парсамян родился в Армении, там же в 1977 году закончил Ереванскую государственную художественную академию. Сейчас мастер живет и работает в Гданьске, где у него шикарный сад со множеством цветов, которые он пишет. Полуденным зноем веет с работы Баграта Григоряна «Городская окраина». Ярко-красные, желтые и синие дома на картине совершенно необыкновенным образом представляют нам окраину обычного города. Художнику удалось почувствовать и передать не только колорит жаркого дня, но и свои ощущения от него. Работы Баграта Григоряна находятся в Музее современного искусства в Ереване, Национальной галерее Армении, в Третьяковской галерее, многочисленных зарубежных коллекциях и галереях. Полотна, представленные на выставке, включены в федеральный музейный фонд.

Отблеск истории

Всемирно известная октябрьская революция 1917 года (полное официальное название в СССР — Великая Октябрьская социалистическая революция) — одно из крупнейших политических событий в истории человечества, повлиявшее на всю историю XX века, этап русской революции, произошедший в России в октябре 1917 года изменивший ход ее истории. Монархия была низвергнута, а на смену ей пришел социалистический строй, демократия и республика. В результате переворота победили большевики, создав, в свою очередь, советский строй, бывший во главе нашего государства в течение семидесяти последующих лет, до 1991 года. Великая Октябрьская социалистическая революция произошла после многих преобразований. В начале 1917 года, а если быть точным, в феврале, прогремел первый переворот, результатом которого явилось отречение царя и изменение формы правления. Во главе государства стало Временное Правительство, созданное и проводимое под руководством А.Ф. Керенского. В течение всего года государство пережило несколько кризисов, которые в первую очередь были обусловлены различной расстановкой сил, стремящихся к власти. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики — Российская социал-демократическая рабочая партия(большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов. Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры. Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции: для одних это национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне, отставанию от прочих современных государств и установлению в России тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи); для других — величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития, ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году скорее спасшее её от катастрофы. Между этими крайними точками зрения есть и широкий спектр промежуточных. Великая Российская Революция – коренной перелом в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Многие аспекты данного периода российской истории остаются нераскрытыми или раскрытыми необъективно и политически ангажировано. 2017 год – год столетнего юбилея Революции 1917 года. Столетний рубеж – знаковый для исторической памяти. Именно сейчас необходимо поддержать тенденцию примирения общества с событиями 1917 года и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков, руководствуясь ценностями научности, гражданской солидарности, выраженной в деликатном и объективном подходе к историческим событиям. На выставке Отблеск истории; представлены графические работы, посвященные революционному времени – Музыка гражданской войны Мир народам В. Шмохина, Утро революции А.Ливанова, Братья Ульяновы В.Бронина, плакаты Мир народам Декрет Совета Народных комиссаров. В витрине можно увидеть предметы этого периода – это денежные знаки 1917 года, фотоальбом и другие предметы начала 20 века.

Рождественский вернисаж
Рождество Христово – один из самых светлых христианских праздников. Две тысячи лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Рождение в мир Иисуса Христа произошло сверхъестественным образом – от непорочной Девы Марии. Божественный Младенец родился в Вифлееме, куда Пресвятая Дева Мария и ее муж Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом.

Дома, постоялые дворы и гостиницы в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Марии с Иосифом нашлось укрытие только в пещере-вертепе (старинное название пещеры – вертеп), куда пастухи в непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленатый, положен был на солому в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).

Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы – это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).

В IV веке нашей эры эта пещера стала христианским храмом, серебряная звезда увенчала нишу, в которой явился на свет Спаситель, каменные ясли были обложены белым мрамором.

От Рождества Христова началась новая эра человечества — наша эра.

Проведение Рождественских вернисажей в Городском музее изобразительных искусств стало доброй традицией. Много лет неизменными участниками таких выставок являются учащиеся Детской художественной школы г. Новый Уренгой. Возраст участников выставки от 6 лет до 17 лет. Сюжеты композиций, навеянные праздником светлого Рождества, создают незабываемую атмосферу чуда и сказки. Приятного просмотра!

Святые лики: медное литьё и иконы
На выставке представлены иконы прошлого столетия, образцы медного литья и книги из коллекции Городского музея изобразительных искусств.

Памятники медного литья – кресты, иконы и складни это наиболее многочисленная группа русских христианских предметов старины, которые отражают тысячелетнюю историю христианства в России. Большие тиражи, красота, ценовая доступность, прочность, небольшие размеры способствовали их широкому распространению на территории нашей страны.

Медное литьё на Руси имеет древнее происхождение. Уже в домонгольский период это ремесло было очень распространено, однако в первой трети 18 века становится нелегальным на целых 150 лет. Петр I в 1722 году запретил изготовление объемных изображений, рельефных ликов на металле или дереве в Православной церкви, а также «продажу оных в рядах». Это было связано с упадком качества литейного искусства. Новой страницей в истории развития этого вида прикладного творчества стали произведения старообрядческих меднолитых мастерских XVIII-начала XX веков.

Представленные образцы медного литья датируются концом XIX – началом XX века. Предметы были приобретены для музея в 1998 году в Тюмени.

В экспозицию вошли и несколько живописных икон: образ Божией Матери «Всех скорбящих радость», «Пантелеймон целитель», «Знамение» и т.д. Иконы датируются концом XIX – началом XX вв. В коллекцию музея поступили в 1998 году.