Телефон: (3494) 23-93-76
Время работы: Вт, Ср, Пт 10:00 – 18:00
Чт 10:00 – 20:00 Сб, Вс 11:00 – 17:00
Пн выходной

6+


Гений, хулиган, преступник

Гений, хулиган, преступник

Его произведения сами заказчики продавали за бесценок, но они пережили века — соединив в себе свет и тень, красоту и грязь, божественное и плотское 

 

В музее изобразительных искусств открылась выставка репродукций полотен Караваджо. Сходить на нее стоит каждому, кто считает себя человеком просвещенным. Не только для того, чтобы полюбоваться картинами выдающегося живописца 17-го века — лично во мне, поклоннице пронизанного солнцем и воздухом импрессионизма, манера и сюжеты мастера не вызывают восторга. Но «Парадокс Караваджо» — как внутренний кризис, он обязательно заставит о многом задуматься, что-то переосмыслить в себе и вспомнить слова Достоевского «Здесь Бог с Дьяволом борется, а поле битвы — сердце человеческое».

 

Караваджо (1573-1610) — полное имя Микеланжело Меризи да Караваджо. Учился в Милане, работал в Риме, Неаполе, на Мальте и Сицилии. Его биография — готовый сценарий для триллера. Тот, кого потомки назовут гением и новатором, часто был не понят современниками. К тому же, художник имел весьма вспыльчивый и сложный характер... Начиная с 1600 года Караваджо постоянно фигурирует в полицейских протоколах и привлекается к суду за угрозы в адрес добрых римлян, непристойные стихи и оскорбления. В 1606 году совершает убийство и вынужден скрываться от правосудия. Бежав из Рима в Неаполь, продолжает работать над заказами — и, заодно, оказывает своим искусством решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. Переехав на Мальту, пишет портрет магистра мальтийского ордена и сам вступает в орден. Потом бежит и оттуда. Пожив на Сицилии, художник возвращается в Неаполь, где изуродован во время нападения в портовой таверне. Караваджо уже болен малярией, от приступа которой умирает летом 1610 года.

 

Большинство современников Караваджо отвергают суровый реализм, которым пронизаны полотна мастера. Он же пытается сблизить небесное и человеческое, показать, что божественное есть в каждом. Его святые — люди из народа. Караваджо пишет святое семейство и апостолов в манере интимной и слишком земной — простое платье или даже рубище, морщины, грязные ногти и ступни, символизирующие христианские бедность и смирение. В них нет неприступной возвышенности, скорее — документальность. Работая, художник использует в качестве натуры куртизанок и даже трупы, как, например, в полотнах «Воскрешение Лазаря» и «Смерть Марии», репродукции которых можно увидеть в новоуренгойском музее. Обозленные заказчики снимают с алтарей и за бесценок продают его полотна.

 

И все же, в Италии и за ее пределами нашлось множество последователей мастера, получивших название караваджистов. Сам Караваджо, давший новый толчок развитию живописи, не принадлежит к определенной школе. В ранних работах он делает акцент на выразительности модели, окружая ее декоративным, тщательно выписанным фоном, который до него был лишь вспомогательной частью композиции. Каждое его зрелое полотно — драма, где контраст света и тени, выразительность жестов, помогают подчеркнуть трагичность сюжета. Поздние произведения пронизаны темой одиночества во враждебном мире. Караваджо ассоциирует себя с погибающим персонажем, даже подпись на одной из картин он выводит кровью жертвы...

 

В России есть лишь один подлинник Караваджо, в Эрмитаже. Увидеть остальные его работы можно во многих музеях мира, но основная их часть находится на родине мастера, в Италии — в том числе, в соборах и базиликах, для которых они и создавались. Художник — гений и авантюрист, прожил всего 37 лет. Его непростые полотна, соединившие в себе свет и тень, красоту и грязь, божественное и плотское, пережили века.

Наталья Коростылева

"Опубликовано в журнале "Сигма" №49 от 7-13 декабря 2015г. "

04.12.2015 16:21